
Довольно часто мы можем слышать в отношении других людей (и даже самих себя), что у кого-то «плохой» (тяжелый, сложный и т. д.) или наоборот «хороший» (легкий, простой и т. д.) характер. Через оценку характера мы часто оцениваем его носителя, наделяя при этом человека положительными или отрицательными качествами.
Но откуда появляется так называемый характер и можно ли его формировать у ребенка еще с раннего детства? Давайте попробуем разобраться.
В отличие от темперамента, который можно отнести к врожденным психологическим качествам личности, характер объединяет индивидуальные личностные свойства уже непосредственно в социальной среде. Характер (в переводе с греческого — «отпечаток») одного человека на первый взгляд может быть очень похож на характер любого другого человека, но, как и отпечатки пальцев, всегда будет уникальным, что отличает людей друг от друга.
Под характером обычно понимают систему устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующуюся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющуюся в особенностях социального поведения.
Следует отметить, что не все индивидуальные психологические особенности людей можно назвать чертами характера. В первую очередь характер проявляется в отношениях человека, которые сами по себе осознаны и избирательны на основе имеющегося жизненного опыта связи человека с окружающей реальностью, его реакциями и переживаниями. Каждая черта характера представляет собой форму реагирования личности в условиях социальных взаимоотношений.
Например, такие коммуникативные черты характера, как отношения личности к другим людям, влияют на предметно-действенные отношения и связанные с ними так называемые «деловые» черты характера (например, аккуратность, ответственность, трудолюбие). А позднее всех уже формируется система отношений человека к самому себе, представляющая собой рефлексивные свойства характера.
Базовой основой характера является соотношение между социальными и индивидуальными ценностями. Это соотношение может быть разным у людей, что и определяет моральную оценку черты характера или характера в целом.
Если мы признаем определенные моральные нормы («правила игры») и считаем себя членом общества, то наблюдаются нормальные социальные отношения. При нарушении этих соотношений проявляются отрицательно оцениваемые черты характера. Если подавляются личные, частные интересы в пользу общественных, то это неизбежно ведет к нарушению индивидуальных потребностей. И наоборот, проявление лжи будет означать изменение соотношения в пользу частного (личного).
С этой точки зрения можно выделить несколько уровней в структуре личности:
- эгоцентрический — стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к другим при этом исключительно потребительское и определяется тем, насколько окружающие люди полезны или нет для достижения личного успеха. В таком случае будет наблюдаться положительное отношение к тем, кто полезен, а ко всем остальным соответственно уже отрицательное;
- группоцентрический — идентификация человека с какой-либо группой и отношение его к людям зависит от того, входят ли они в его группу. Группа может быть как маленькой (семья), так и большой (народ, нация, партия, организация и т. п.). Если кто-то новый появляется в этой группе, то он достоин жалости, сострадания, уважения, любви, а на остальных других эти чувства не распространяются;
- гуманистический — стремление личности к достижению результатов, которые принесут пользу другим, в том числе незнакомым людям, и даже человечеству в целом. С этого уровня начинается нравственность, когда как на предыдущих уровнях речь может идти лишь только о морали;
- духовный — проявление отношения и связи человека с высшим разумом (Богом), при этом любые другие люди приобретает в его глазах великую ценность.
Важно также отметить, что характер состоит не из отдельных, изолированных друг от друга черт, а представляет собой определенную их совокупность.
Среди черт характера, в которых проявляется отношение к людям, можно выделить например такие, как общительность, замкнутость, доброта и тактичность. Кроме этого может различаться и отношение к труду, которое проявляется через трудолюбие, лень, ответственность и т. д.
Необходимо учитывать взаимодействие черт характера, а не их отдельное проявление, так как смысл каждой отдельной черты зависит от сочетания с другими чертами. Например, прямота и откровенность в сочетании с чуткостью и вежливостью имеют одну социальную оценку, а в сочетании с грубостью — уже другую.
Важным показателем характера является его целостная структура из взаимосвязанных его черт, которая проявляется в единстве отношений личности и способа их осуществления.
И если когда-нибудь про кого-то говорят или думают, что у него «плохой характер», то чаще всего имеют в виду различные проявления определённых черт во взаимоотношениях с окружающими людьми, поэтому не стоит преждевременно незнакомому человеку ставить «диагноз» по типу «плохой/хороший», ведь все относительно.
Формирование характера у детей
Формирование характера человека начинается уже в раннем детстве, на что влияют различные жизненные и социальные условия. И безусловно важную роль при этом играет семейное воспитание.
Стиль воспитания состоит из двух главных параметров: контроля и любви. Эти два показателя могут проявляться в совершенно различных формах по отношению к ребенку: от полной самостоятельности до тотального контроля (от любви до враждебности).
При тотальном контроле и высокой требовательности у ребенка либо формируется протест и желание высвободиться, либо он постепенно приспосабливается к таким требованиям, в результате чего формируется заниженная самооценка и неуверенность в себе, при которых наблюдается низкая самостоятельность и социальная незрелость.
Гипоопека — при безразличном родительском отношении и отсутствии должного контроля появляется вседозволенность и поведение ребенка в подростковом возрасте становится уже полностью непредсказуемым, может развиваться зависимость от внешних влияний (наркомания и другие формы асоциального поведения).
Гиперопека — родительская любовь необходима любому ребенку, но в сочетании с чрезмерной гипертрофированной заботой приводит к несамостоятельности и пассивности, трудностям в общении, которая мешает дальнейшему полноценному социальному развитию. А завышенные ожидания родителей в отношении своего ребенка, например, в выборе профессии или хобби, о которых они сами когда-то мечтали, но не смогли реализовать в силу ряда причин, зачастую приводят к нарушению или полной утрате эмоционально-духовной связи (контакта) с родителями. Если при этом ещё навязывать ребенку повышенную моральная ответственность, то это может привести к невротическому развитию.
Если отдельные черты характера и их различные комбинации слишком выражены, то принять говорить о так называемых акцентуациях характера. В Существует хорошо известная классификация акцентуаций характера А. Е. Личко, который выделяет несколько типов:
- неустойчивый тип (нежелание учиться и трудиться);
- конформный тип (желание быть «как все»);
- шизоидный тип (замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения);
- эпилептоидный тип (склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло);
— истероидный тип (мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания);
- астено-невротический тип (повышенная утомляемость, раздражительность);
- сенситивный тип (впечатлительность и чувство собственной неполноценности);
- психастенический тип (нерешительность, тревожная мнительность в виде опасений за будущее свое и своих близких, склонность к самоанализу);
- гипертимный тип (всегда хорошее, слегка повышенное настроение, высокий жизненный тонус, высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству);
- циклоидный тип (достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности);
- лабильный тип (изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов);
- смешанные типы (помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций).
Из всего сказанного возникает вопрос, можно ли каким-то образом изменить акцентуацию характера, определенные его черты и проявления уже в зрелом возрасте?
Это действительно не так просто, ведь машину времени до сих пор не изобрели, чтобы попытаться что-либо изменить в прошлом, но существуют два реальных пути:
— измениться самостоятельно;
— измениться с помощью психолога.
В обоих случаях потребуется определенное время и практика, но нет ничего невозможного, если вы поставили перед собой четкую цель и действительно этого хотите.