ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
решением Общего собрания
членов Ассоциации психологов
Владимирской области
Протокол № 2 от «17» февраля 2025 г
Этический кодекс психолога
I. Общие положения
1. Консультативным и регулирующим органом Ассоциации психологов Владимирской области (далее — АПВО) по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет АПВО.
2. В настоящем Этическом кодексе термин «психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
3. В настоящем Этическом кодексе термин «клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
4. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
5. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
6. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.
II. Этические принципы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
1. Уважение:
- уважение достоинства, прав и свобод личности;
- психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований;
- беспристрастность психолога не допускает предвзятого отношения к клиенту. Все действия психолога относительно клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у психолога при общении с клиентом, а также социальное положение клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия психолога;
- психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента по любым основаниям.
- психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению клиента и связанных с ним лиц.
2. Конфиденциальность:
— информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий;
- результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать клиента, психолога или психологическую науку;
— психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о клиентах также должны рассматриваться конфиденциально;
- демонстрируя конкретные случаи своей работы, психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия клиента;
- психолог не должен отыскивать о клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач психолога;
- клиент имеет право на консультацию психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц;
- неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред клиенту, психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы;
- осведомленность и добровольное согласие Клиента;
- клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с клиентом допускается только после того, как клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями;
- психолог должен сообщать клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения психолог должен информировать клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические;
- видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента;
- участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска;
- в тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
3. Самоопределение клиента:
— психолог признает право клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их;
- клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону;
- психолог не должен препятствовать желанию клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
4. Компетентность:
- психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт;
— знание профессиональной этики;
— психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе психолог должен руководствоваться этическими принципами;
— если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям;
- психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса;
- в своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь;
- психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте;
- только психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности клиента и др.) работу с клиентом.
- психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с психологом;
- если клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы клиента;
- психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых;
- психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности;
- психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений;
- психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования);
- если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога преждевременно прекратить работу с клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии клиента, психолог должен обеспечить продолжение работы с клиентом;
- психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
5. Ответственность:
— решение психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях;
- психолог должен осознавать специфику взаимодействия с клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность клиента;
- если психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния клиента или представляют риск для клиента, он должен прекратить вмешательство;
- психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния клиента, не представляют клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
6. Решение этических дилемм:
— психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе;
- в случае, если у психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет АПВО.
7. Честность:
— осознание границ личных и профессиональных возможностей. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
- психолог и клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между психологом и клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования;
- психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам;
- при приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что в пределах своей компетенции он будет действовать независимо, обязан соблюдать принцип конфиденциальности и для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
- публичное распространение сведений об оказываемых психологом услугах служит целям принятия потенциальными клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия;
- реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг;
— психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе;
- психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
- в случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
8. Избегание конфликта интересов:
— психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с клиентом в личных интересах;
- психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах;
- психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений психолога с клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность;
- психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
9. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом:
- результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать;
- психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия;
- психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы;
- если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
III. Нарушение Этического кодекса психолога
1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет АПВО в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом АПВО.
3. В качестве санкций, применяемых к психологу, нарушившему Этический кодекс, предусмотрены следующие меры:
- предупреждение от имени АПВО (общественное порицание), приостановление членства в АПВО, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов АПВО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной.
4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса АПВО может ходатайствовать о привлечении психолога к суду.