
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), все чаще и чаще регистрируются факты телефонного мошенничества: в ходе исследования в феврале 2025 г. 67% опрошенных указали, что за прошедший год получали «странные» или «подозрительные» звонки, тогда как еще в 2021 г. подобные ответы давали только 57% опрошенных. Десять процентов за три года — это существенный показатель, который выражается и в других объективных фактах.
Договоримся сразу, кого мы называем «мошенниками» в этой статье — это лица, деятельность которых направлена на обман других людей или введение их в заблуждение с целью материального обогащения.
Если говорить о средствах, через которые мошенники выходят на связь и пытаются манипулировать, это телефонные звонки, смс, но самый популярный канал — социальные сети и мессенджеры. Многие люди настолько погрузились в мир информации, что даже просыпаясь, первым делом берут в руки телефон и открывают все «чаты», «паблики», «каналы» — и не успокоятся, пока не пересмотрят все обновления и новости. Трудно сказать, какие люди больше подвержены воздействию мошенников. С одной стороны, техническая подкованность и опыт интернет-поведения может помочь распознать мошенническую схему. С другой стороны, человек, который проводит в виртуальной реальности большое количество времени, просто физически чаще может быть подвергнут атакам со стороны мошенников.
Далее разберем основные виды информационного воздействия с целью наживы и укажем на психологические стороны этой проблемы.
1. Телефонный разговор
В этом случае у мошенников в распоряжении богатый набор уловок и средств воздействия.
Голос. Торопливый, низкий, высокий, медленный — какие характеристики «зацепят»? Какие будут эффективны для них в каждом конкретном случае? Основные точки давления — это механизм внушения (или по-другому, суггестия). Внушение — это воздействие на человека через эмоции, через древнюю кору головного мозга. В ходе эволюции не сразу люди стали людьми, изначально они были больше похожи на животных, поэтому в глубине, в базе своей мозг устроен точно так же, как у животных. Основная функция древнего мозга — управление влечениями и реализация инстинктов.
Таким образом, звонок в три часа ночи, низкий директивный голос (приказывающий голос), да еще человек представился как полицейский или следователь — эта ситуация сразу выключает рациональную составляющую и потоком льются неконтролируемые эмоции. Страх, тревога, сильное сердцебиение. И чья-то мать трясущимися руками совершает перевод, чтоб ее сына не посадили в тюрьму. А вот позвонить самому сыну — эта мысль приходит не сразу. В наше время развиты нейросети, которые могут даже подделать голос человека — так вообще стираются все сомнения, кто Вам звонит. Эмоции сильнее разума. Как правило!
Что касается рациональной стороны, тут тоже есть несколько уловок. Допустим, мошенники располагают украденными данными из кредитной базы, говорят о какой-то задолженности, описывают выгодную схему ее погашения или предлагают выгодные инвестиции. И срочно-срочно нужно куда-то что-то перевести или послать.
Существуют даже такие изощренные схемы, когда мошенников несколько — один звонит, пытается выполнить традиционный «развод», вдруг, разговор обрывается, звонит совершенно другой человек, представляется работником прокуратуры или следователем (защита, справедливое возмездие), предлагает наказать мошенника. Но для этого НЕОБХОДИМО ПЕРЕДАТЬ ЕМУ ДЕНЬГИ, чтоб зафиксировать факт мошенничества.
ЧТО ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ: никогда не принимайте решение на эмоциях! Как делали древние самураи — совершите семь вдохов и семь выдохов, и потом придет более чистая и полезная мысль! Если с Вас требуют резкого решения, экстремального решения, финансового решения — остановитесь, как бы не было страшно или как бы не хотелось выгодной сделки. Возьмите паузу, посоветуйтесь, убедитесь в реальности ситуации. Это непросто, эмоции — мощная вещь.
2. Сообщение в социальной сети
От знакомого, друга, родственника, соседа приходит невинное сообщение. Забыл деньги дома, скинь «тыщу» до вечера. Выручай, папал в беду. И еще множество вариантов. Тут уже почва готова — не нужно создавать эмоциональную ситуацию, не требуется прямой обман — сам факт, что пишет человек знакомый, которому Вы доверяете — уже заход в древний мозг. Возможно, человека «взломали», а если нет? Зачем же ломать голову и мучать себя сомнениями — позвоните ему, напишите в другом канале, позвоните родственникам, ИЛИ ЗАДАЙТЕ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС. Например, «хорошо, сейчас скину, напомни, тебе как обычно, на «название банка, которым тот не пользуется». И если в ответ Вы получаете «да» — делайте вывод. Либо спросить напрямую: «напомни, что летом сказала нам твоя мама, когда мы…». Если «взлом» подтвердился, бросайте все дела и связывайтесь с человеком по другому каналу, чтоб он скорее сменил учетные данные — иначе более доверчивые люди могут сбросить ему «тыщу», код или скачать установочный файл какой-нибудь вредоносной программы.
Однако мошенники бывают разные. Чаще всего они ведут себя достаточно тупо)) Допустим, взломали кого-то и даже не удосужились прочитать, на «ты» или на «вы» с этим человеком общается жертва. Риторика общения у людей разная, есть свои «фишки», «шуточки», «фирменные» приветствия. Например, говорят между собой не «здравствуй», а «здорова, бро». Многие такие действия мошенников вообще роботизированы и выполняются не людьми, а программами, которые генерируют сообщения и рассылают максимальному числу контактов жертвы.
ЧТО ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ: не решайте серьезные вопросы по переписке, тем более, срочные незапланированные финансовые вопросы.
3. Шантаж по любому каналу связи
На почту (например) приходит сообщение, суть которого в том, что с Вами общается представитель хакерской группировки, который взломал фронтальную камеру на Вашем телефоне и знает, чем Вы занимаетесь наедине с самим собой или какие сайты Вы посещаете. И если Вы не хотите, чтоб это увидели Ваши близкие, то «переведите сумму», «подожгите что-то» и т. п. — никогда еще шантаж не завершался хорошо, далее запросят еще одну сумму или еще какое-то противоправное действие. Многие люди, которые даже не посещают никакие такие «сайты» и не могут припомнить, когда фронтальная камера была свидетелем чего-то такого экстраординарного, просто даже из-страха за свою репутацию пытаются идти на контакт со злоумышленником и выполнять его требования. ПОМНИТЕ: любой качественный шантаж предварительно подкрепляется фактами — не словами, а реальным компроматом, фото\видео. Если этого нет — нет базы для шантажа, можете смело удалять сообщение в спами жаловаться.
Но что делать, если мошенники располагают компроматом? Не медлите, обращайтесь в соответствующие органы (полиция, прокуратура, ФСБ).
ЧТО ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ: шантаж — уголовно наказуемое преступление. Нельзя включаться в него ни в коем случае, даже если есть вероятность распространения какого-либо компромата на Вас. Обращайтесь в соответствующие органы — так выйдете из ситуации с наименьшими потерями.
Таким образом, самый главный совет — не живите в виртуальной реальности, не принимайте резких решений. Возьмите за правило проверить информацию с трех-четырех сторон, прежде чем что-то серьезное совершать. И конечно же, применяйте настройки безопасности, конфиденциальности и приватности во всех средствах связи. Сейчас даже телефонные звонки помечаются заранее как подозрительные, сообщения с пометкой «спам» и т. п. Повышайте свою информационную грамотность, будьте более устойчивы к эмоциям в виртуальном мире!