
Наверняка каждый человек мечтал или задумывался о том, как было бы здорово уметь распознавать то, что большинство людей не замечает, иметь некие «ключи» от обычного, окружающего нас мира. В этом случае психология может подкинуть пару идей, многие из которых собраны в популярном «Нейролингвистическом программировании». Можно сказать, что мы используем так называемый «психохакинг» — в любом случае, всегда полезно задуматься над собственным «Я», познать некоторые стороны своей личности и своего сознания. В данной статье продолжаем разбирать лингвистический анализ речи, а именно, предлагаю познакомиться с очередной метапрограммой, которая называется «процесс-результат».
Для того, чтобы получить объективные данные о личности, нужно собрать материал — требуется прямая речь человека, несколько предложений. Чтобы ее получить, необходимо ответить на вопросы и дословно зафиксировать все на бумаге:
1. Что Вам больше всего нравится в своей работе?
2. Как бы Вы определили, кто такой успешный сотрудник?
3. Что нужно, чтобы хорошо пройти испытательный срок?
4. Как Вы организуете свою деятельность на рабочем месте?
5. Опишите свой самый удачный проект или период работы.
Итак, если материал удалось получить, обратим внимание в очередной раз не на смысл сказанного, а на форму. Смысл может громко указывать, например, на результативность человека в труде:
Ч1 «Мне нравится достигать успехов в работе. Я всегда получаю эффективный и полезный результат своей работы. Начальник говорит, что я работаю лучше всех»
Однако именно лингвистический анализ речи покажет нам истинную ориентацию конкретной личности — на процесс или на результат. Обратим внимание на глаголы, которые используются в ответах наших «испытуемых». Например, ответ Ч1 изобилует такими глаголами: «достигать», «получаю», «говорит», «работаю». В Русском языке существуют глаголы двух видов — совершенного и несовершенного, соответственно, они отвечают на вопросы «что сделать?» (совершенный вид) и «что делать?» (несовершенный вид). Таким образом, в речи Ч1 преобладают глаголы несовершенного вида. Мы можем сказать, что этот человек ориентирован на процесс, его мышление сосредоточено на контроле и оценки того, что происходит, на качестве того, что происходит. Теперь посмотрим на ответ в принципиально ином виде:
Ч2 «В своей работе я достиг многого. У меня получилось реализовать несколько проектов, я запустил инновационный блок управления, выстроил технологическую цепочку для инженеров. Считаю, что сделал все, чтобы реализовать свой потенциал»
Итак, выберем употребленные Ч2 глаголы: «достиг», «реализовать», «запустил», «выстроил», «сделал», «реализовать» — все они отвечают на вопрос «что сделал/что сделать?» и имеют совершенный вид. В этих глаголах чувствуется законченность действия, то есть, мышление такого человека ориентировано на доведение деятельности до результата, до обозримого итога, чтобы иметь ощущение законченности и измеримости.
Таким образом, можно получить то или иное соотношение глаголов совершенного и несовершенного вида в материале ответов разных людей. Ниже предложена примерная шкала-распределение степени ориентации на процесс или результат и, соответственно, примерные позиции и сферы деятельности для типичных представителей процесса или результата.

На рисунке видно, что наиболее яркие представители ориентации на результат — это ТОП-менеджеры, разработчики ПО и менеджеры активных продаж. Такие позиции требуют исключительной результативности, которая измеряется в количественном отношении, связана с показателями и цифрами.
А вот на другом полюсе можно заметить контролера ОТК на производстве, секретаря на телефоне, делопроизводителя. Такие позиции требуют неуклонного следования процессам и процедурам, которые нельзя нарушить, «обойти», пренебречь. И результат в количественном выражении уже не важен или не имеет смысла. Например, что важнее, СКОЛЬКО звонков принял секретарь или КАК он их провел — вежливость, деликатность, внимательность, приятный голос, хорошая память — вот профессионально важные качества, обеспечивающие процесс. Количество звонков как результат в этом случае значения не имеет.
Опять же, нельзя говорить, что хорошо, а что плохо, на процесс или на результат должен быть ориентирован человек. Сказать можно лишь то, что каждая личность как паззл, может подойти для одного места и быть совершенно чужой и неудобной для другого. Это касается как профессиональной деятельности, так и межличностных отношений.