Нежелательное поведение у детей РАС и варианты как его минимизировать. Психологическая служба  — реестр психологов АПВО

▌ Нежелательное поведение у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и варианты его минимизации

Каждый из нас имеет привычки, помогающие расслабиться. Вы можете утверждать, что контролируете себя идеально — но почему тогда касаетесь шеи, поправляете волосы или нервно играетесь с одеждой? Возможно, именно такие мелочи помогают вам отвлечься или снять напряжение?

Тело человека отлично чувствует границы спокойствия и комфорта, особенно когда эмоции становятся чрезмерными. Мы инстинктивно прибегаем к таким действиям, как самомассаж или смена активности, чтобы уменьшить эмоциональное давление.

Однако здесь проявляется разница между обычными людьми и детьми с РАС. Обычно люди учитывают социальные нормы поведения, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, сохранять репутацию и избегать конфликтов. Люди понимают, что нельзя кусать соседа по парте или демонстрировать раздражение перед начальником.

Дети с РАС часто лишены понимания этих норм. Расстройства аутистического спектра (РАС) — группа нейропсихиатрических состояний, характеризующихся нарушениями в социальной коммуникации, ограниченным спектром интересов и повторяющимися стереотипными действиями. Их восприятие социального взаимодействия значительно ограничено, поэтому, оказавшись в ситуации сильного эмоционального напряжения, они бессознательно полагаются на реакции своего тела. Оно самостоятельно пытается компенсировать избыток чувств, используя доступные физические ощущения.

Хотелось бы дать универсальный рецепт борьбы с нежелательными проявлениями, однако каждый случай индивидуален. Если один ребёнок спокойно переживёт потерю любимой игрушки, то для другого это станет причиной сильнейшей тревоги и эмоционального всплеска.

Тем не менее существуют общие рекомендации, основанные на опыте специалистов и родителей. Одним из первых шагов является проведение диагностики: «Сенсорный профиль». Эта диагностика помогает выявить зоны дискомфорта ребёнка, связанные с восприятием различных стимулов окружающей среды. Родители могут провести такое тестирование самостоятельно, найдя необходимые материалы онлайн.

Например, если ребёнку неприятны яркий свет и громкий шум, рекомендуется постепенно адаптировать его к подобным условиям, предоставляя возможность отдыхать в тёмных и тихих местах. Нужно также учитывать особенности восприятия запахов: слабый отклик на ароматы может приводить к странному поведению вроде постоянного обнюхивания предметов.

Описанные выше факторы оказывают значительное влияние на выбор стратегий коррекции поведения. Важно понимать, что каждое проявление нежелательного поведения связано либо с избыточностью ощущений («гиперчувствительность»), либо с недостатком чувствительности («гипочувствительность»).


Рассмотрим некоторые виды нежелательных реакций:

 ▌ Гиповосприятие проприоцептивной системы

Ребёнок плохо осознаёт своё положение в пространстве, что выражается в постоянных движениях типа раскачивания, прыжков, кружений, бормотания или звуков. Такие симптомы свидетельствуют о попытках организма наладить связь с телом. Для помощи такому ребёнку полезно больше гулять на свежем воздухе, посещать площадки с качелями, использовать массажные коврики и игрушки, стимулирующие ощущение пространства и давления.

 ▌ Эхолалия

Эхолалическое поведение проявляется в неконтролируемом повторении слов и фраз. Дети могут повторять услышанное ранее: реплики мультфильмов, диалоги взрослых или собственные выражения. Причина заключается в потребности ощутить безопасность и стабильность. Эффективным способом поддержки ребёнка может стать предложение игры, совместной деятельности или простое перенаправление внимания.

 ▌ Самоповреждение

Иногда дети начинают наносить себе повреждения, проявляя агрессию путём укусов, ударов головой или расчёсывания кожи. Обычно такая форма поведения вызвана стрессом или неспособностью выразить чувства словами. Важно создать условия безопасности, предложив ребенку предметы для безопасного снятия стресса (например, мягкие подушки, резиновые мячики), одновременно мягко направляя его внимание на позитивные занятия.

Прошу всех так же заметить, что все методы коррекции сопровождаются при определенных условиях:

Работа в одном ключе и дома и в учреждении со специалистами.

Это нужно, чтобы ребенок не запутался и имел ускоренный результат.

Своевременное медицинское сопровождение.

Это нужно, чтобы тело ребенка адекватно реагировало на раздражители и нервная система прекратила быстро возбуждаться или наоборот, чтобы нужные импульсы поступили в мозг и ускорили результат.

Терпение.

Мы всегда хотим быстрый результат, но в ситуации с детьми с РАС это невозможно, из-за скачкообразного развития, дайте им время.

Логиновская Анна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности