
В аспекте сенсорики и коммуникации аутизм — это нарушенное понимание внешних раздражителей, что связано с работой мозговых отделов, какие-то факторы могут быть очень чувствительны, а какие-то наоборот как будто не ощущаются, из-за этого человек не может быстро соединять и понимать всё то, что он ощущает, восприятие становится искаженным. Такое мироощущение заставляет ребёнка возбуждаться и как нам кажется неадекватно реагировать на конкретные явления внешнего мира и быть безучастным к другим, создает трудности в общении, замедляет адаптацию и социализацию и конечно становится помехой для обучения [1 с. 371–372]. Например, из-за особенностей восприятия, когда вы зовете человека с аутизмом, он не может разделить Ваш голос от шума ветра, жужжания мухи и так далее, так что не удивляйтесь, что он не отзывается, на прикосновения так же может быть специфическая реакция, даже если мы говорим про одежду. Сложность в том что чем больше разных раздражителей, тем сильнее будет реакция: бывает, что из-за одновременно сильной нужды пить и громких звуков из телефона у ребёнка может случиться паника. Тогда он может сделать нелогичные действия для нас, начать ходить по кругу, кусать себя, качаться, стереотипные движения успокаивают его, помогают ощутить стабильность.
Важнейшим барьером при аутизме выступает нарушенное общение ребенка с окружающими, даже семьей. Формирование навыков и стереотипов общения, как уже всем известно, создается в совместной деятельности. Ведущим видом деятельности дошкольника, конечно, является игровая, это может улучшить ситуацию.
Использование игровых методов может ускорить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, из-за которой у него появляется острая необходимость воспользоваться коммуникативным навыком. Представим, ребенок хочет конкретную игрушку, собеседник может якобы не понимать криков и намеков ребенка, поэтому приходится начать мычать, потом мычать верные звуки, потом уже могут показаться и слова.
При формировании коммуникативных навыков применяются индивидуальные и групповые формы работы [2 с. 71]. Вообще-то трудности с коммуникацией, у детей с аутизмом появляются довольно рано, задолго до того, как начинает развиваться речь в нашем обычном понимании.
Эми Клин много лет изучает движение глаз у младенцев. Дети, с РАС и норматипично развивающиеся младенцы в возрасте до 4–5 месяцев практически не отличаются — они смотрят на лицо взрослого. Но далее у младенцев, которым будет поставлен РАС, в возрасте 5–6 месяцев замечается быстрое снижение длительности времени, в течение которого они смотрели на взрослого в сравнении с нормативом. Этот критерий с возрастом постепенно так же падал, и к 2 годам длительность зрительного контакта ребенка с РАС со взрослым оказалась в среднем вдвое короче, чем у его ровесника без РАС.
По статистике, только 25–30% детей с аутизмом прекращают лепетать, гулить и произносить звуки или слова к 2 годам, они не видят смысла в социальном контакте. Скорее всего, эти дети просто проявляли эхолалию, без понимания слов, но вероятно, они смогут общаться далее, при условии работы со специалистом. Бывают случае, когда дети теряют социальные навыки. Часто родители детей с РАС утверждают, что в возрасте около двух лет их дети много разговаривал, прекрасно освоили гуление, первые слова, но далее случился откат в развитии, часто далеко не только одной речи. Откат невозможно спрогнозировать, это явление когда ребенок отходит на ступени ниже по навыкам и умениям, но это часто временно.
Способность к коммуникации у детей с РАС развивается по-другому, не как у сверстников: в большинстве случаев начинается значительно позже и происходит инертнее или скачкообразно, с опережением или отставанием в разных критериях. Из-за этого случаются сложности в общении и поиск замещающих стереотипов действий. Иногда может показаться, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на последнюю половину высказывания. Также, скорее всего могут наблюдаться трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, просто в пол или сторону). Бывает так, что дети с аутизмом путаются с интонацией, говорят слишком громко или тихо, повелительно или грозно, не подразумевая этого в обращении.
Детям с РАС для развития нужна своевременная специальная помощь. Ребенок успешно произносит слова, может говорить односложные фразы, отвечать на простые вопросы, но при этом для выражения несогласия пока продолжает применять более незрелые формы общения — крик. Особенно трудно с ответами на вопросы (многие дети с большей вероятностью будут использовать эхолалию).
Частые ошибки в области коммуникации у детей с РАС приводят к разочарованию и нежелательному поведению, например когда ребенок не может донести, что он хочет, то может кинуть что-то или укусить себя или другого человека.
Людям с РАС скорее всего всегда будет сложно вести светскую беседу; они чаще молчат, анализируют информацию, а иногда нагружают собеседника рассказами о своих фиксированных интересах. Уже взрослые аутисты говорят, что им иногда трудно выделять отдельные слова в русле слов, бывает сложно понять, к кому сейчас обращается собеседник (фраза «идемте все кушать» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже, поэтому нужно сказать в лицо или по имени) [3 с. 280].
Известно, что одним из важных аспектов в работе с такими детьми является создание эмоционального положительного контакта. Этому способствует использование игр: «Летела ворона», «ладушки» и т. д. Такие игры помогают овладеть простейшими навыками игры, научится взаимодействию со сверстниками, развивают внимание, саморегуляцию. Часто у взрослого появляется желание ускорить ребенка, но это не эффективно, нужно дать время на понимание ситуации, ее обработку, чтобы дать возможность вступить в коммуникацию.
Во время игр с ребенком необходимо быть и ведущим и партнером, мотивировать его к действию, изучать особенности поведения, темп. Нужно следовать за ребенком и давать ответную реакцию на то, что он сам делает. По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все больше свободы, которую нужно дать.
Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, иначе интерес к общению пропадет. Если мы просим ребенка дать какую-то вещь, а он не дает обратной связи, то необходимо вложить этот предмет себе в руку его рукой и продолжать коммуникацию и проделывать это много раз, создавая навык.
Очень важно поощрять ребенка за любые попытки и вступить в коммуникацию. Чтобы похвала была специфической, т. е. чтобы ребенку было ясно, за что его хвалят.
Давать предметы постепенно. Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него повода с ним общаться, нужно «забыть» дать любимую игрушку, ложку во время обеда, тогда ребенок начнет думать над тем как получить, то что хочет. [4 с. 289].
Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС:
● Обращаться по имени и говорить с ребенком, используя простые и четкие фразы, максимум 2-3 слова.
● Подкреплять попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки.
● Поощрять контакт глаз, но не настаивать агрессивно.
● Можно использовать речевую фразу «сначала — потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»). Для визуализации использовать картинки ПЭКС.
● Не превращать инструкцию в вопрос, использовать утвердительную форму.
Постепенно дети РАС могут научиться общению. Но полностью убрать РАС не получится это сохраняется на всю жизнь, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться довольно многого. Если такими детьми заниматься и уделять занятиям достаточного времени, то развитие ребенка — будут максимально приближено к сверстникам [5 с. 74].
Литература
1. Boullin D., Coleman M., O'Brien R. Abnormalities in Platelet 5-Hydroxytiyptamine Efflux in Patients With Infantile Autism // Nature. — 1970. Vol. 226. — P. 371–372.
2. Башина В. М. «Аутизм в детстве» // М.: Медицина, 1999. Стр 74.
3. Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. — М.: Практика, 2018. — 289 с.
4. Расстройства аутистического спектра Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. — М.: Практика, 2018. — 280 с.
5. Черменская Г. Какими нас видят люди с аутизмом // Psychologies. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 10.01.2023.