Признаки расстройств аутистического спектра (РАС) у детей. Психологическая служба  — реестр психологов АПВО

В современном обществе, где ценится разнообразие и индивидуальность, а также лозунг «мы все разные, шаблонов нет», иногда бывает сложно заметить особенности или сложности у детей. Это связано с недостатком информации или надеждой, что со временем всё наладится.

Рассмотрим особенности, связанные с расстройствами аутистического спектра (РАС). Если вы узнаёте некоторые из этих признаков у своих близких или у себя, важно сохранять спокойствие. Тесты и наблюдения — лишь первый шаг, а окончательный диагноз ставит квалифицированный специалист. Слово «спектр» отражает широкий диапазон проявлений — у каждого человека с РАС набор признаков и их выраженность могут различаться.

Основные признаки, на которые стоит обратить внимание:

Ранние проявления

Некоторые дети могут проявлять особенности с рождения. Например, отсутствие или снижение сосательного рефлекса, сложности с кормлением. В возрасте около 3 месяцев дети обычно начинают узнавать знакомые лица и реагировать на них, что может быть менее выражено у детей с РАС.

Игровое поведение

Для многих детей игрушки — источник радости и развития. Однако ребёнок с РАС может проявлять к ним меньший интерес или использовать игрушки необычным образом — например, рассматривать детали, сортировать по цвету или форме, не проявляя интереса к сюжетным играм или взаимодействию с другими детьми.

Общение и социальные навыки

Люди с РАС могут испытывать трудности в установлении и поддержании контактов, в том числе при начале разговора или понимании социальных норм. Некоторые взрослые с РАС активно общаются и любят компанию, но общение может требовать больше усилий и времени для понимания.

Повторяющиеся движения и звуки

Такие действия часто служат способом самоуспокоения и помогают справляться с эмоциональным напряжением. К ним могут относиться поглаживания, покачивания, повторяющиеся жесты и звуки.

 Реакция на имя и инструкции

Некоторые дети могут не сразу реагировать на своё имя или выполнять задания, что иногда связано с особенностями восприятия или понимания. В таких случаях важно обратиться к специалистам для комплексной оценки.

Моторные навыки

У некоторых детей с РАС может наблюдаться снижение крупной моторики (бег, прыжки) или мелкой моторики (рисование, работа с мелкими предметами). Это не обязательно связано с возрастом и требует внимания.

Навязчивые интересы

Увлечения могут быть интенсивными и сфокусированными на конкретных объектах или темах. Для ребёнка важен доступ к этим интересам, и отсутствие их может вызывать беспокойство.

Особенности развития

У некоторых детей в возрасте около трёх лет могут наблюдаться изменения в развитии — временная потеря ранее освоенных навыков. Это явление требует особого внимания специалистов.

Редкие случаи

В отдельных случаях могут проявляться симптомы, напоминающие другие состояния, например, психотические расстройства. В таких ситуациях необходима специализированная помощь.

Особые способности

Некоторые дети с РАС обладают выдающимися навыками в определённых областях — быстрая память, художественные способности или математические умения. Это важно учитывать и поддерживать.

Каждый человек уникален со своими сильными сторонами и вызовами. Обнаружение подобных признаков — это повод обратиться за профессиональной помощью и поддержкой, чтобы обеспечить максимально комфортное и полноценное развитие ребёнка и всей семьи.

Логиновская Анна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности