
В жизни каждого взрослого человека труд является, пожалуй, основной сферой деятельности, благодаря которой возможна полная реализация личности и ее развитие как в экономическом, так и в социальном плане. Где работать, какую профессию выбрать, на что способен конкретный человек — эти вопросы волнуют всех без исключения людей в любом возрасте. Именно профессиональная деятельность является опорой в приобретении личностной идентичности, независимости и создает базу для развития творческого потенциала.
С точки зрения психологии, профориентация личности должна происходить уже в детском возрасте, как правило, в начальной школе. В бытовом понимании профориентация заключается в диалогах взрослых с детьми на тему «Кем ты хочешь стать». Однако это лишь одна сторона профориентации, которая связана с определением личностных предпочтений ребенка. Ребенок субъективен в оценках своих способностей и ограничен малым опытом деятельности в игре и в обучении. Настоящее исследование потенциала каждого конкретного ребенка — это профессионально организованный процесс психодиагностики. Самое сложное в диагностике детей — это прогнозирование тех качеств, которые еще не смогли проявиться, так как до реального вхождения ребенка в профессиональную деятельность с начальной школы может пройти около десяти лет, они будут наполнены совершенно непредсказуемым опытом и событиями в жизни.
Тем не менее психологи владеют специальными методами исследования, которые позволяют сориентировать как ребенка, так и его родителей на наиболее перспективные качества личности и профессиональный потенциал. Это планирование развития необходимо также и перед определением профильных классов или школ с профессиональным уклоном. Кроме того, родители, которые понимают, какой именно профессиональный потенциал у их ребенка, могут выстроить план дополнительной подготовки по конкретным направлениям с репетитором, тренером, руководителем кружка и т. п.
По окончании школы (9-й или 11-й класс) наступает наиболее острый период профориентации ребенка, который связан с очень большим риском — незрелым профессиональным самоопределением. Именно такая ошибка впоследствии влечет за собой массу сожалений и разочарований. Человек с незрелым профессиональным самоопределением, окончивший среднее профессиональное или высшее учебное заведение, зачастую говорит: «Лучше бы на врача (инженера, психолога, архитектора) учился», «Я не хочу работать по специальности» и т. п. Причины незрелого профессионального самоопределения кроются в двух факторах.
- Ребенок не выбирал
Родители сделали выбор за ребенка как на этапе профильного обучения в школе, так и на уровне определения учебного заведения после школы. Мотивируют это обычно тем, что «были бюджетные места», «прошел по баллам», «близко к дому», «а куда же ему еще», «я плачу за обучение, я и выбираю», «зато без ЕГЭ».
Пример: ребенок поступил после 9 класса в колледж на специальность «Финансы», а на третьем курсе, когда ему исполнилось 18 лет, заявил, что хочет забрать документы, так как это «не его». Оказывается, он всегда хотел заниматься компьютерной графикой, но не прошел на «бюджет». В этом случае администрация учебного заведения зачастую пытается убедить новоиспеченного совершеннолетнего, что «по-взрослому» будет закончить то, что уже начал, так как время будет упущено, а впереди реальная перспектива получить диплом о профессиональном образовании. Но опять же мы имеем дело с отсутствием мотивации к профессиональной деятельности.
- Неясное представление о будущей профессии
Наиболее часто в эту ловушку попадают те люди, которые получили представление о профессии из кинофильмов, книг, романтизированных рассказов и т. п. Примерами подобных профессий могут служить врач, полицейский, учитель и т. п. Многие стороны каждой конкретной деятельности не озвучивают, не показывают в кино, не описывают в красочных рассказах.
Например, в профессии врача приходится иметь дело с такими понятиями, как смерть, страдание, вид крови, специфический запах. Многие люди подвержены психическому выгоранию, что и происходит с ними в период адаптации к профессии. Никто не задумывается о том, что врач должен быть устойчив к ярким эмоциям, должен быть умеренно эмпатичным, то есть не должен отдавать, к примеру, свою почку умирающему пациенту. Хирург должен уметь разрезать ткани человеческого тела, не упав в обморок, и не думать о том, что он может убить человека, что это очень рискованно и т. п. Холодная голова и определенная отстраненность — вот профессиональные качества личности в данном случае. Недаром многие хирурги не запоминают лиц своих пациентов, но могут легко узнать их по той части тела, с которой «работали».
Увидеть многие «скрытые» стороны конкретной профессии может помочь, например, метод «Shadowing», когда потенциального претендента на обучение профессии прикрепляют к реальному профессионалу в качестве «тени», то есть просто позволяют находиться рядом и наблюдать за одним-двумя профессиональными днями/сменами. И тогда эта своего рода экскурсия в реальность позволяет человеку окончательно решить, хочет ли он погрузиться в подобную профессиональную деятельность.
Профориентация взрослых людей также является актуальной задачей для психологии труда. Возможны случаи, когда человек лишился работы по нескольким причинам:
- Состояние здоровья
При потере профессиональной трудоспособности наступает серьезный кризис в жизни каждого человека. Потеря профессиональной трудоспособности не позволяет вернуться к привычной профессиональной деятельности.
Например, химик-технолог приобретает профессиональное заболевание (например, астма) и не может более заниматься трудом во вредных условиях. В этом случае задача профориентации состоит в максимально безболезненном переключении человека на смежную сферу деятельности, где он все же сможет реализовать свой опыт и профессиональные умения. Например, химик-технолог может перейти в сферу образования и заняться преподавательской работой по своей специальности. Также, например, спортсмен, лишившийся пальца на руке, может переключиться на тренерскую деятельность.
- Структурная безработица
Существуют прецеденты, когда та или иная профессия оказывается больше не востребована, либо данную функцию целиком замещает машина/робот/искусственный интеллект.
Примером может стать профессия «изготовитель стеклопластиковых изделий намоткой», которая была востребована во Владимире на предприятии ОАО «ВПО «Точмаш» до вывода основного производства газовых центрифуг в Ковров. Таким образом, сотрудники, имеющие эту профессию, оказались не востребованы во Владимире. В целях сохранения профессионального потенциала в этом случае рекомендуется обучиться второй профессии. В некоторых случаях приходится перестраиваться достаточно серьезно. Например, государственный центр занятости населения предлагает возможности для дополнительного профессионального образования, когда человек полностью меняет сферу деятельности.
- Личностный кризис
Многие люди желают сменить сферу деятельности по социально-психологическим причинам — отношения в коллективе, психическое выгорание, эмоциональное истощение и т. п. В этом случае необходим индивидуальный подход для каждого конкретного человека.
Таким образом, для минимизации рисков сбоя в профориентации необходимо обращаться за помощью к профессиональному психологу, либо в специализированную организацию. Именно при участии профессионалов можно объективно измерить потенциал конкретного человека в любом возрасте и определить направления его развития в сфере трудовой деятельности. В любом случае каждый человек является уникальным сочетанием ресурсов, которое необходимо грамотно предложить обществу для взаимной выгоды и эффективности.
Автор: Кабанов Вячеслав